+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Творческий бизнес: изготовление декоративных изделий из кости

Хотьковская резьба

Творческий бизнес: изготовление декоративных изделий из кости

Резьба по кости — это один из древнейших видов искусства, известных человеку. Еще первобытные люди заметили, что кость является прекрасным материалом для изготовления различных бытовых предметов, элементов оружия, а также украшений.

С тех пор прошло много времени, но искусство резьбы по кости не теряет своей популярности среди мастеров. При этом в разных регионах резным изделиям присущи свои особенные черты.

Хотьковская резная кость

История возникновения и развития промысла

Возникновение Хотьковского косторезного промысла берет свое начало с середины XX столетия. Так, в 1947 году в городе Хотьково в Подмосковье местные мастера открывают производство популярных среди потребителей мелочей: брошей, бус, ножей для бумаги и миниатюрных скульптур из костей животных.

Сначала в городе Хотьково Сергиево — Посадского района Московской области была основана артель резчиков по кости. Позднее, с развитием косторезного промысла, на базе артели была образована производственная фабрика » Народное искусство».

В 1970 году произошло ее объединение с Хотьковской фабрикой художественных резных изделий. В дальнейшем, в 90 — е годы XX столетия было организовано товарищество » Народное искусство», сотрудники которого продолжали заниматься изготовлением высокохудожественных изделий, предметов быта, декора интерьера и украшений в технике резной кости.

Хотьковская резная кость

Особенности техники резьбы

Хотьковские мастера отлично владеют искусством прорезной — ажурной резьбы. Но они используют свои собственные орнаментальные и узорные композиции, во многом отличающиеся от изделий умельцев из села Ломоносова.

Ажурный узор, украшающий хотьковские резные изделия, основан на мотивах и стилизованных формах живой природы. При рассмотрении узора можно не только узнать, цветы или стебли каких растений изображены, но даже увидеть структуру строения листа. Подобным ажурным узором были украшены броши, пуговицы и подвески.

Также хотьковские мастера выработали характерный только для них прием оформления простой животной кости рельефной резьбой. Умело используя трубчатую форму материала, они создают интереснейшие декоративные изделия.

Широкая часть трубки служит основанием, а стенки используются для рельефной резьбы, с помощью которой изображаются целые сюжетные сцены.

Скульптура » Юные буденновцы» ( автор П. К. Ротин)

Темы изображений

Тематика резных изображений может быть самой различной. Среди наиболее популярных сюжетов можно назвать следующие:

  • Мотивы русских народных сказок
  • Сюжеты басен И. А. Крылова
  • Узоры и орнаменты растительного характера
  • Анималистические мотивы — изображение животных и птиц
  • Букеты цветов со стеблями и вьющимися ветвями

В подобных изделиях композиция строится по кругу в соответствии с естественной формой материала. Рельеф прорабатывается на различную глубину — от совершенно плоскостных изображений до выступающих настолько, насколько это позволяет сделать толщина стенки кости.

Все резные изображения выполняются стилизованно, и зачастую чисто схематично, но именно в этом и состоит вся прелесть народного искусства резной кости.

Хотьковские резчики пробуют свои силы и в сочетаниях различных видов материалов: кости и папье — маше, кости и древесины. Подобные комбинации позволяют выполнять удивительно красивые и необычные изделия, имеющие высокую художественную ценность.

Примером может служить сувенирная коробочка, сделанная из папье — маше. Крышка изделия декорируется резной костяной накладкой. В процессе выполнения работы мастер ищет оптимальное соотношение размеров костяной накладки и самого изделия, подбирая оптимальные пропорции.

Также хотьковские мастера разрабатывали новые способы соединения двух различных видов материалов. Для достижения большего декоративного эффекта кость окрашивали в тона, близкие к цвету древесины.

Популярным способом украшения шкатулок и сувенирных коробочек было изготовление узкого ободка из кости по всему периметру крышки.

Это была тонкая и кропотливая работа, но получаемый результат того стоил.

Хотьковская резьба

Из простой кости животных изготовляют изделия правильных  цилиндрических форм, украшенные цветной гравировкой. Примером могут служить стаканы для карандашей или коробочки для хранения ювелирных изделий.

Хотьковские мастера также успешно работают над созданием скульптуры из цевки. Их скульптура выполнена в нескольких видах, основу которых составляет трубчатая форма кости, распиленные пластины цевки. Подобные произведения имеют плоскостное решение, и в основном рассматриваются как силуэт.  Огромное распространение приобретает анималистическая скульптура.

Наряду с костью хотьковские мастера употребляют также самшит, который по своей твердости очень близок к кости, и для его обработки требуются аналогичные инструменты.

Кроме костей животных в Хотькове применяют рог, удачно сочетая его с деревом. Таким образом выполняются броши и пуговицы.

Из рога создают декоративную скульптуру, изображающую птиц и животных. Также рог широко используется в качестве основного материала для инкрустации различных изделий, для украшения миниатюрных коробочек.

Хотьковские мастера удачно работают над созданием наборной скульптуры из животной кости.

В этом случае объемное изображение достигается путем соединения двух или трех деталей, пластика которых основывается на природной форме материала.

Часто подобная скульптура служит завершением миниатюрной коробочки. Тонкая изящная резьба, контраст гладких и резных поверхностей акцентируют красоту материала.

Для хотьковских мастеров излюбленными являются орнаменты растительного характера, выполненные в технике рельефной и ажурной резьбы. Крышку гладкой коробочки украшают рельефной композицией в виде пышного букета, ажурную подвеску делают в виде изогнутой ветки с цветами и листьями, которая гармонично встроена в прямоугольник основы.

Кроме этого, весьма популярным является сочетание древесины и кости. Из животной кости — цевки делают ажурные накладки на деревянные коробочки и шкатулки или же  выполняют сложные узорчатые резные ободки из кости, которые украшают коробочки по ободку горловины.

Крышки подобных сувенирных изделий завершают костяной деталью. Сочетание двух материалов подчеркивает природную красоту дерева и кости. Гладкая поверхность дерева и резная фактура кости придают изделиям декоративный облик. В подобных решениях можно найти гармоничную форму предмета и соотношение ее с резным дополнением из кости.

Еще одним направлением в работе по сочетанию дерева и кости служит создание предметов с особой пластичной декоративностью, основанной на гармоничном сочетании двух материалов. Эти новые художественные поиски имеют огромную перспективу в будущем, ведь промысел продолжает развиваться, а резные изделия пользуются спросом потребителей.

Ларец — хотьковская резная кость

Источник: http://design-fly.ru/narodnye-promysly/xotkovskaya-rezba.html

Резьба по кости: откуда появилась и почему так популярна?

Творческий бизнес: изготовление декоративных изделий из кости

Приветствуем, друзья! Любите уникальные и изысканные вещи, скучаете при виде штампованных изделий без души? Тогда вам точно интересно будет больше узнать о том, что такое резьба по кости, как она проводится и чем притягивают внимание готовые изделия.

Резьба по кости — разновидность художественного искусства, в результате которого появляются  завораживающие орнаментом и необычными штрихами изделия.

Творцы — талантливые, духовно развитые мастера, способные вдохнуть жизнь в неказистый, малопримечательный, хотя и дорогой материал.

Под инструментами автора непривлекательная на вид кость преображается в рисунки, фигуры, ажурные кружева с взаимосвязанными, дополняющими друг друга элементами, образующими в итоге концептуальную завершенность.

Эмоциональную составляющую изделий из слоновой кости просто объяснить древними корнями искусства резьбы. Ее путь длиною в тысячелетия.

Все начиналось с примитивных предметов домашнего обихода и украшений, постепенно они усовершенствовались настолько, что заняли место легендарных рукотворных работ, которые выставляются на международных выставках, с трепетом сберегаются в частных коллекциях. Приемы обработки кости не меняются с начала первой резьбы.

Разновидности и отличия

Выделяют 3 вида резьбы по кости:

  • гладкую;
  • сквозную;
  • рельефную.

Самая простая в исполнении — гладкая. Ее применяют для изготовления лаконичных форм амулетов, фигурок животных, птиц и людей. Принцип следующий: по эскизу на кости формируются углубления, которые потом выделяют краской для выразительности.

Рельефная резьба подразумевает изготовление сложных скульптурных часто трехмерных групп. Сквозная техника позволяет создавать изысканные ажурные фигуры.

Чаще всего этот прием используют для изготовления шкатулок и авторских ларцов с «кружевным» покрытием.

Какой должна быть кость

Внешний вид и уникальность готовых изделий — результат мастерства автора, выбранной техники и типа материала. Перед использованием кости обязательно обрабатываются: поверхность обезжиривают и отбеливают, разделяя на удобные для работы элементы. Чем лучше мастер знаком со строением костей, тем качественнее сможет использовать их преимущества в работе.

Для резьбы подходят кости самых разных животных. Очень дорогие и эксклюзивные вещицы получаются из кости мамонта. По структуре она гораздо мягче и податливей моржовой. С ней легко и приятно работать, независимо от выбора техники, включая сложные работы со сквозной резьбой.

Одного бивня мамонта будет достаточно для получения скульптуры внушительных габаритов.

Интересно и то, что кости мамонта из-за особого сохранения в условиях пониженной температуры, могут иметь необычный окрас от светлого до темного, что тоже на руку креативным мастерам с развитым воображением.

Слоновая кость для резьбы подходит не меньше, чем мамонтовая. Изделия получаются такими же благородными и эффектными.

Работая со слоновой костью, автор не ограничен в выборе техники резьбы, хотя чаще всего используется рельефная резьба с активной проработкой линий для оптимальной игры светотени.

Слоновая кость такая же крупная, как и у мамонта, поэтому из нее получаются при необходимости цельные габаритные статуэтки.

Изделия из слоновой или мамонтовой кости поражают воображение необычными линиями и изящным силуэтом, являются образцом авторского художественного искусства. Не удивительно, что стоят они очень дорого.

Резьба по дереву — что собой представляет

Для оттачивания мастерства резьбы, авторы используют не только кость, но и более доступное в цене дерево. Древнейшее искусство резьбы по дереву передается из поколения в поколение с особенностями, свойственными для культуры каждого народа.

По сравнению с костью, дерево проще и удобнее в обработке, при этом финальный результат ничуть не уступает костяным изделиям ни в утонченности, ни в эксклюзивности или оригинальности.

Из дерева вырезают простые и грубые фигуры, «плетут» многослойные кружева.

На выбор технологии резьбы влияет замысел мастера и порода дерева. Рельефные и скульптурные работы получаются из мягкой древесины, например, березы или липы. Для изготовления фигур с обилием мелких элементов подходят груша, бук или клен.

Предметы интерьера и мебели делают из ценных пород с финальной обработкой прозрачным лаком. Лучшие образцы мебели получают из красного дерева, из березы или ореха.

Некоторые образцы мебели из перечисленных пород до сих пор радуют посетителей музеев в разных уголках мира.

Удивительный камень родонит — что он из себя представляет?

Как проводится

Еще одна разновидность искусства — резьба по камню. Художник камнерез — мастер и творец, способный вдохнуть жизнь в твердую, ничем не привлекательную и бесформенную каменную глыбу. Задача усложняется потребностью автора не просто придать камню определенную форму, а выделить его природный потенциал, характер, структуру.

  1. Процесс облагораживания камня начинается с формирования замысла. Автор создает эскиз, продумывает элементы, отрабатывает образ во всех ракурсах. В это время рождается авторское произведение искусства, пусть пока на бумаге, но уже со своим характером и индивидуальностью. Чем осознаннее автор подходит к делу, тем тщательнее он прорабатывает особенности персонажа, изучает его характер, эмоции, сопутствующие атрибуты. На этом этапе не допустима суета или фальшь.
  2. Персонаж с эскиза первоначально воплощается в жизнь с помощью мягкого материала. Чаще всего это глина или пластилин. Такая заготовка помогает мастеру понять на правильном ли он пути, выявить возможные недочеты и откорректировать замысел. Готовую пластилиновую заготовку отливают из пластикрита, нового материала, заменяющего гипс. Уже на этом этапе макет получает первый шанс на полноценное существование. Его потом интересно сравнивать с каменным изваянием, наблюдая из возможными перевоплощениями, связанными с использованием разных материалов в основе.
  3. Следующий этап в резьбе по камню — выбор материала для изделия. У каждого мастера обычно собрана коллекция камней, подходящих для воплощения идей в индивидуальной творческой манере, отвечающих предпочтениям и потребностям. В этой работе не бывает мелочей. Играют роль фактура и пластика материала, прочность и цвет. Что касается отделки, то на ее роль хорошо подходят драгоценные, полудрагоценные камни и разные виды металлов.
  4. На начальном этапе камень обрабатывают крупной пилой. В такие моменты особенно важно познать особенности структуры породы, по возможности сделать набросок в натуральном виде. Только после этого мастер переходит к работе над деталями, используя мелкие пилы. Главный инструмент для работы с канем — алмазные отрезные диски.
  5. Обязательное условие — доступ воды к станку для отслеживания результатов работы с камнем в чистом виде. Мастер работает с основой мелкими движениями, старается не уходить вглубь для контроля над состоянием структуры породы. Несмотря на внешнюю твердость и непоколебимость, камень — капризный, требующий к себе деликатного и уважительного отношения материал.



На этом заканчиваем, будем рады узнать, какая резьба по дереву кости и камню вас впечатляет, где вы имели возможность видеть лучшие образцы работ. Делитесь постом с друзьями, обменивайтесь фото интересных скульптур!

Команда ЛюбиКамни

Источник: https://lubikamni.ru/obrabotka/rezba-po-kosti.html

Колючка: Резьба по кости как искусство

Творческий бизнес: изготовление декоративных изделий из кости

Судя по археологическим находкам, даже люди палеолита, около 40 тысяч лет назад, проявляли тягу к искусству, изготавливая художественные изделия и украшения из различных материалов для украшения себя и использования в быту.

При помощи украшений наши предки выражали себя и показывали свой социальный статус. Были среди украшений и обереги, и талисманы, по украшениям можно было определить вождя.

По ожерелью из клыков хищника можно было узнать самого удачливого и смелого охотника.

В древнейших захоронениях находят ожерелья из ракушек и косточек, изображения человеческих фигурок и фигурок зверей из кости, керамики, дерева. В это время получили развитие наскальная живопись, музыка (дудочки, флейты).

*Флейты, изготовленные из птичьих костей и бивней мамонта.*

Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии.

В Древней Греции из слоновой кости делали великолепные статуи, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.

С X века стали популярны поделки с геометрическими узорами, изображениями растений и животных.

Бивень мамонта — это благородный дорогой материал, обладающий неповторимой цветовой гаммой. Она возникает от воздействия минералов в местах залегания, повторить ее искусственным способом невозможно. Происходит так называемое природное морение, так, торф придает кости мамонта коричневый оттенок, железо — охристый, а медесодержащие породы — синеву.

Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.

Форму будущего сувенира всегда диктует материал. Мастер вписывает позу фигурки в изгибы кусочка, в его сколы и трещины. При этом нужно минимизировать расход материала, но, например, при ажурной резьбе в пыль может уйти до 50 процентов бивня.

Эскизов на бумаге не делают, а на самом куске помечают части будущей фигурки. Интересно, что ни одна ручная работа не повторяет другую в точности, даже если мастер этого захочет.

Каждый бивень или рог имеет свою фактуру и цвет, двух идентичных кусков не бывает.

Знаменитые теперь холмогорский, тобольский и чукотский художественные промыслы бережно сохраняют и развивают традиции старинного искусства резной кости.

*Резьба по мамонтовой кости.*

*Кривошеин. Композиция “Соловей-разбойник”.*

*Резьба по кости по мотивам сказок.*

Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости

У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». Центром искусства резьбы по кости было село Холмогоры Архангельской области, родина Ломоносова.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими ее косторезами.

*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости.*

*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости. Бивень мамонта.*

*А. Байкова, С. Катарина. Лоток «Ветер», 1982 г., колье-бусы «Каприз»,

1996г., украшение для волос «Розы», 2002г., броши «Цветы», туалетная коробочка

«Тюльпаны», 1996г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*

*В.Т. Ватлин. Гребни «В райском саду» (1986), «Радость» (1995),

«Ажурный» (1996). Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*

*Ажурная, рельефная резьба по бивню мамонта. Холмогоры.*

В конце XIX — начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта.

*Художественные изделия из бивня мамонта.*

Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.

Созданные в 1920—1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960—1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.

*Композиция “Первобытный человек”.*

*Композиция выполнена на натуральном бивне мамонта, найденного в Якутии.

Жизнь охотников на мамонтов. Рельефная резьба.*

Тобольская резная кость

С появлением в Сибири русских поселенцев и пленённых шведов, сосланных в Сибирь после Полтавской битвы, зародилась резьба по кости в районе города Тобольска в XVII в. В 1874 г.

появилась косторезная мастерская Овешковой, которая способствовала оформлению художественного стиля тобольского искусства – выделению детально проработанной круглой скульптуры, отличающей тобольскую резьбу по кости от холмогорской. Круглая скульптура стала характерной особенностью тобольского косторезного искусства.

В Тобольске распространён традиционный вид обработки кости – инкрустация – украшение изделий из белой кости костью различных естественных оттенков. В 1960 г. создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий.

На фабрике хранится единственная по уникальности коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа: ажурные шкатулки, шахматы, письменные принадлежности. Творчество косторезов отмечено золотыми медалями на выставках в Париже и Брюсселе.

* Скульптура “А как у вас?”.Бивень мамонта*

*Скульптурная композиция “Северный олень с оленёнком”. Г. Тобольск. Конец XIX – начало XX века. Бивень мамонта*

Школа магаданских резчиков еще молода, она уже достаточно известна, предприятие было организовано на базе Магаданской фабрики резьбы по кости и рогу, основанной в 1965 году. В творчестве художников промысла прослеживаются два основных направления.

Одно из них — объемная резьба из моржовой, мамонтовой, поделочной кости и рога оленя фигурок животных, развернутых композиций, шахмат, брелоков, национальной скульптуры (пеликенов), женских украшений из кости в сочетании с замшей, мехом.

Второе — плоскостная цветная гравировка на моржовых клыках на темы жизни народов Севера. Сюжетная гравировка — традиционное художественное направление в искусстве северных народов — похожа на рассказ в цветных рисунках.

Объемная резьба и сюжетная гравировка применяются как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

*Из жизни народов севера.*

*Фигурка моржа и моржовый клык с гравированным изображением.*

*Миниатюрная резьба по кости. Бивень мамонта. Размер 110-157 мм. 2006 г.*

Источник: http://zorca.ru/%D1%81%D0%BE%D…

P.S. Еще я люблю китайское искусство резьбы по кости. И по нему планируется вторая статья.

Источник: https://cont.ws/post/800858

Резьба по кости — советы профессионалов

Творческий бизнес: изготовление декоративных изделий из кости

Изделия, созданные из кости животных, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов благодаря качеству выполненной работы и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит статуэтка и аккуратнее обработаны ее мелкие детали, тем более ценной считается такая резьба по кости.

История ремесла

Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий.

Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию.

Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок. 

У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области. 

Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

  • резной орнамент со сквозными отверстиями;
  • рельефные сюжетные композиции;
  • разноцветная гравировка элементов;
  • подкладывание цветной фольги под орнамент. 

Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.

Инструменты и материалы

Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей. 

Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

  • грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
  • абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
  • острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
  • насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
  • резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
  • щеточки, мягкие материалы — полировка работы. 

В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными. 

Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается. 

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

  • Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
  • Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
  • Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
  • Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
  • Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа. 

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.

Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

  • При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами. 
  • На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины. 
  • Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф. 
  • С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места. 
  • Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость. 
  • С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.
  • Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом. 
  • Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица. 
  • Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности. 
  • У вас должна получиться подобная заготовка. 
  • Подчеркните основные линии тончайшей насадкой. 
  • Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта. 
  • Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость. 
  • Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную. 

Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби, подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка. 

Источник: http://megapoisk.com/rezba-po-kosti-sovety-dlja-nachinajuschih

Как делают изделия из кости в России

Творческий бизнес: изготовление декоративных изделий из кости
zavodfotoЗАО «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий»

Первые косторезы появились в Тобольске почти 300 лет назад – в начале XVIII века. Это были пленные шведские офицеры, сосланные в Сибирь после Полтавского сражения. Они создавали изделия для домов губернатора и митрополита и на продажу в Москву.

Официальной датой появления косторезного промысла в Тобольске считается 1874 год, когда была зарегистрирована первая сибирская Мастерская резьбы по кости. Тогда стали создаваться первые эскизы, по которым мастера делают работы и сегодня. Например, северная тематика: чукчи в собачьих упряжках, олени, мамонты, охотники и рыбаки.

Нынешнее поколение художников по кости ведет свое начало с августа 1929 года, когда при артели «Кустарь» был создан косторезный цех. Теперь он называется Тобольская фабрика художественных косторезных изделий – единственное в своем роде сохранившееся предприятие. В остальных регионах страны косторезы работают по одиночке.

Большинство изделий на фабрике изготавливается из достаточно дорого материала – бивня мамонта. Это – наследие мезозоя, когда множество пастбищ мамонтов находилось именно на территории Сибири.

Погибшие животные оставались в грунте, и их останки находят до сих пор. В 30-е годы на Косторезную фабрику мамонтовую кость возили обозами, как поленья.

Недавно нашли бывшее пастбище мамонтов в районе Иртыша, теперь сырье доставляется оттуда к мастерам тоннами.

Помимо бивня мамонта в производство берут коровьи кости, зубы кашалота, рога лосей и быков.

Такие простые с виду изделия проходят долгий путь, прежде чем попадут на прилавок. Для начала рисуется трехмерный эскиз изделия. Затем по рисунку делается образец изделия. Мастер приходит к распиловщику и выбирает у него кость (например, отростки лосиного рога используют для производства мелких фигур типа шахмат).

Кость распиливают, отрезают все ненужное и “заболванивают” на шлифовальном круге. После начинается долгий процесс выпилки фигурки из кости при помощи стоматологических инструментов. Чаще всего мастера специализируются по изделиям: ножи, украшения, фигурки собачек, людей и т.д.

После того, как фигурку полностью выпилили, ее нужно доработать: отбелить (этот процесс занимает от трех часов до одной ночи) и отполировать.

От начала до конца, вплоть до склейки композиции, все этапы производства осуществляются одним человеком и исключительно вручную. Разве что только распиловка кости мамонта, которая достигает в весе 70 кг, происходит сейчас не лучковой пилой, а циркулярной.

Чтобы попасть на работу на Тобольскую косторезную фабрику, необходимо сдать экзамены по рисунку и лепке. Если у молодого человека есть предрасположенность, то его возьмут на обучение в цех, где по истечении испытательного срока можно будет получить первую категорию.

Однако, как говорят сотрудники фабрики, не все остаются, и уж тем более для единиц резьба по кости становится призванием. Но есть и те, кто сидит за верстаком с 12-ти лет – это дети потомственных косторезов, мамы и папы которых отдали фабрике все свои годы жизни.

Не смотря на то, что изделия выставленные на продажу, стоят немалые деньги: от 1-2 тыс. руб, а в среднем их стоимость варьируется в районе 10 тыс. руб.

, мастера на Косторезной фабрике зарабатывают довольно скромные деньги. Производственники говорят, что многое зависит от разряда мастера, количества вырезанных фигурок, их сложности, а также эксклюзивности заказа.

В целом за месяц упорного труда можно заработать 15-20 тыс. руб.

Всего на фабрике работает 50 человек. Большинство из них – мастера резьбы по кости. Производство относится к вредным: в помещении, где происходит выпилка изделий, шумно и пыльно.

Однако недавно там сделали ремонт, теперь у каждого работника есть шумоизоляционные наушники и индивидуальная вытяжка (до этого сидеть приходилось в марлевых повязках). Все косторезы работают в одной комнате. Даже у самых именитых нет отдельного кабинета.

Зато свое помещение есть у деревянщиков (они делают подставки под изделия), которых на производстве всего два и работают они посменно.

Тематика для большинства изделий, которые изготавливаются на Косторезной фабрике, была разработана в первой половине XX века. Большинство из них обусловлено историческими мотивами. Так, в Тобольске родился и жил известный русский писатель Пётр Ершов, автор знаменитого «Конька-горбунка». Этой детской сказке и посвящена часть работ косторезов.

Так как город Тобольск находится в Сибири, в регионе, где развиты охота и рыбалка, среди изделий, конечно же, встречаются образы охотников и диких животных – лис, медведей и другой лесной живности. Так называемые «эталонные работы» в свои годы разработали Порфирий Терентьев, Виктор Лопатин, Гавриил Хазов и другие.

К ним относятся фигурки мамонтов, композиции «Лиса с утками», «Масленица», «Упряжка оленей» и т.д.

Фонд образцов фабрики пополняется и сегодня. Нынешние мастера приносят свои эскизы, делают образцы изделий, которые впоследствии уходят в массовое производство и попадают на прилавки. Тобольская фабрика косторезных изделий не единожды получала золотые медали на выставках в Париже. А одни из прекраснейших образцов работ сейчас хранятся в музеях Тобольска. Они зачастую, выглядят гораздо эффектнее того, что продается в местных лавочках, но и приобрести их, к сожалению, уже нельзя.

Источник

zavodfotoОригинал взят у rdce в МАРЗ РОСТОЛетом 2009-го удалось побывать на МАРЗ (Московском авиаремонтном заводе) РОСТО. Сейчас это МАРЗ ДОСААФ.Ми-2 перед проходной.На территории есть еще два памятника.Памятник Ми-4.Раньше на его месте стоял другой вертолет.Памятник Ми-1.Еще один Ми-1 когда-то кем-то восстанавливался до летного состояния. Интересно, что с ним сейчас.Ан-2 из Нарьян-Мара.Ан-2 из Сасово.Ан-2.

Источник: https://zavodfoto.livejournal.com/1592716.html

Виды и особенности резьбы по кости

Творческий бизнес: изготовление декоративных изделий из кости

Минуло то время, когда мы украшали свой интерьер штампованными безликими изделиями. Сегодня всем хочется иметь хоть одну, но уникальную вещь, придающую неповторимость и изысканность.

Резьба по кости – это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом.

Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.

Резьбой по кости занимаются очень талантливые, высоко духовные люди, способные оживить этот с виду неказистый, хоть и очень дорогой материал. Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость.

Наверное, столь высокое эмоциональное воздействие можно объяснить тем, что резьба по кости является очень древним искусством.

Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер.

Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.

Видов резьбы по кости несколько:

  • гладкая
  • рельефная
  • сквозная

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности.

Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы.

И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

Резьба по кости народов Севера

Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки.

Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны.

Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

Холмогорская резьба по кости

Холмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей.

Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов.

Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.

Хотьковская резьба

Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы.

В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия – шкатулки и женские украшения.

Характерно сочетание в изделиях различных материалов – кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.

Особенности материала для резьбы по кости

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу.

Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта.

Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.

Источник: http://reznoe7.ru/rez-ba-po-kosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.